по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Прииск Усть-Кара» о пон
по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Прииск Усть-Кара» о пон
Дело № 2-72/08 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Г. Сретенск 23 апреля 2008 года
Сретенский районный суд Читинской области в составе председательствующего судьи Долгоровой А.Г.,
при секретаре Чапыгиной Т.В.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Сретенского района Склема И.Ю.,
представителя ответчика ОАО «Прииск Усть-Кара» Жалнина В.В., действующего на основании доверенности от 15.01.2007 г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Прииск Усть-Кара» о понуждении к получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сретенского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ОАО «Прииск Усть-Кара».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в состав ОАО «Прииск Усть-Кара» входит взрывоопасный, пожароопасный производственных объект «Склад ГСМ». Площадка склада граничит с селитебной зоной. Предназначение склада: прием, хранение и выдача светлых нефтепродуктов – бензина и дизельного топлива. ОАО «Прииск Усть-Кара» получены проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для производственной базы, лимиты на размещение отходов, в которых определены классы опасности отходов, а также составлены паспорта опасных отходов, имеющих 3 класс опасности (умеренно опасные), обладающих опасными свойствами – пожароопасность. Опасные производственные объекты, эксплуатируемые ОАО «Прииск Усть-Кара», в том числе склад ГСМ (п. Усть-Карск), зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации А 69-00077 от 07.06.2006). В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Согласно ст. 9 Федерального Закона № 89 «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ. В нарушение законодательства ОАО «Прииск Усть-Кара» не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Невыполнение требований законодательства о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов может нанести вред окружающей среде, неопределенному кругу лиц.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Сретенского района Склема И.Ю. поддержала заявленные требования в полном объеме со ссылкой на доводы, содержащиеся в заявлении.
Представитель ответчика Жалнин В.В., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал и суду пояснил, что ОАО «Прииск Усть-Кара» имеет в эксплуатации взрывоопасный, пожароопасный производственный объект «Склад ГСМ в пос. Усть-Карск», при эксплуатации которого образуются пожароопасные отходы, которые накапливаются непосредственно на объекте и хранятся в контейнерах более 30 лет, с учетом лимита на размещение отходов. Это накопление происходит в ожидании, когда в Сретенском районе будет создано предприятие, имеющее лицензию на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещению опасных отходов. В настоящее время ОАО «Прииск Усть-Кара» не занимается ни одним из перечисленных видов. Однако ОАО «Прииск Усть-Кара» 27 марта 2008 года направило на государственную экологическую экспертизу материалы обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Выслушав объяснение процессуального истца – пом. прокурора Склема И.Ю., представителя ответчика Жалнина В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В ст. 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Доводы представителя ответчика Жалнина В.В. о том, что ОАО «Прииск Усть-Кара» не занимается сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой и размещением опасных отходов, необоснованны.
Из материалов дела следует, что 20.12.2007 года был заключен между ООО «Эколайт» - Исполнитель и ОАО «Прииск Усть-Кара» - Заказчик договор на оказание услуг, предметом договора являлось разработка материалов по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д. 7).
Согласно паспортов опасного отхода в ОАО «Прииск Усть-Кара» имеются следующие виды опасного отхода: песок, загрязненный нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов 15 % и более), шлам очистки емкостей от нефтепродуктов, данные отходы имеют 3 класс опасности для окружающей природной среды и обладают пожароопасностью. Поэтому сбор отхода строго по правилам пожарной безопасности в закрытые металлические емкости, своевременный вывоз с территории предприятия ОАО «Усть-Кара» (л.д. 6,8).
Из сообщения ОАО «Прииск Усть-Кара» от 01.03.2008 г. адресованное прокурору района следует, что в 2006 году получены лимиты на размещение отходов ( № 417 от 29.12.2006 г. срок действия до 01.01.2012 г.); использование сжигание в котельной; заключен договор с ООО «Эколайт» на оформление документов и сопровождении получения лицензии на размещение ОПО (л.д. 10-11).
В ст. 1 ФЗ № 89 от 24.06.1998 г. используют следующие основные понятия:
- опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
- обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
- размещение отходов – хранение и захоронение отходов.
- хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
- использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
- обезвреживание отходов – обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
- лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
На опасных производственных объектах ОАО «Прииск Усть-Кара» имеются опасные отходы, сбор которых производится строго по правилам пожарной безопасности и размещаются в объектах размещения отходов – металлические емкости, производится своевременный вывоз с территории предприятия.
Данные факты отражены в документах ответчика ОАО «Прииск Усть-Кара».
В силу ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством РФ порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
Согласно ст. 9 ФЗ № 89 деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в нарушение установленного федеральным законодательством порядка, может привести к непредсказуемым последствиям для окружающей природной среды, чем может нарушить право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов лицензирование осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.
В силу ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 103, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Сретенского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Прииск Усть – Кара» о понуждении к получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, удовлетворить.
Обязать ОАО «Прииск Усть – Кара» получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ предоставить ОАО «Прииск Усть – Кара» срок для исполнения решения суда, до 2 июня 2008 года.
Взыскать с ОАО «Прииск Усть – Кара» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2000 (две тысяча) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Читинского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения через Сретенский районный суд.
Председательствующий _________________ Долгорова А.Г.