Важная информация!
С 1 января 2023 года изменились реквизиты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции (оплачиваемая при обращении в суд). Информация размещена в разделе "Справочная информация. Государственная пошлина. Реквизиты для оплаты государственной пошлины".
Уважаемые граждане, представители организаций, посетители сайта Сретенского районного суда!
2. Доступ в здание суда лиц, при условии соблюдения всех требований, предусмотренных постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ и условиями режима повышенной готовности, введённых в субъекте РФ (самоизоляция отдельных категорий граждан, правила социального дистанцирования, использования средств индивидуальной защиты органов дыхания), не ограничен.
3. Приём и регистрация процессуальных обращений (документов) от граждан и организаций, обратившихся в суд, производится через приемную суда в обычном режиме работы Сретенского районного суда понедельник-четверг: с 8.45 мин до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 13.45, пятница: с 8.45 мин. до 15.30, перерыв на обед с 13.00 до 13.45.
Также, подать процессуальные документы вы можете в электронном виде через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде», находящемся в меню официального сайта суда, либо отправить их почтой России на адрес: 673500, Забайкальский край, г. Сретенск, ул. Энергетиков, д.7; подать обращения непроцессуального характера - используя сервис Электронной приемной Единого информационного портала или бокс, расположенный перед приемной суда.
Гражданам, при наличии у них признаков респираторного заболевания, рекомендуется воздержаться от посещения здания суда.
Уважаемые посетители сайта!
На нашем сайте можно получить информацию о деятельности Сретенского районного суда Забайкальского края.
С графиком рассмотрения дел на заданное число, сведениями о движении дел в суде посетители сайта могут ознакомиться в разделе «Судебное делопроизводство».
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА | версия для печати |
В
настоящей статье рассматриваются проблемы и перспективы развития упрощенного
производства как формы осуществления правосудия по гражданским делам,
предлагаются возможные варианты разрешения поставленных проблем. Ключевые слова: упрощенное производство, гражданский процесс, арбитражный процесс, извещение лиц, участвующих в деле, электронный документооборот, информационные технологии, государственная пошлина. Одной из основных тенденций современного гражданского судопроизводства является его упрощение и ускорение, предполагающее повышение эффективности судебной защиты за счет создания емких, несложных процедур, сокращения сроков и снижения затрат на рассмотрение и разрешение дела. Рассмотрение ряда гражданских дел в порядке упрощенного производства позволяет оптимизировать служебную нагрузку на судей, освободить рабочее время для рассмотрения сложных, социально значимых и иных дел, требующих значительных трудозатрат. Немаловажным обстоятельством являются и экономические последствия введения данного института, выражающиеся в существенной экономии бюджетных средств, выделяемых на отправление судебных извещений, приобретение канцелярской продукции и др. Предусмотренная гл. 21.1 ГПК РФ процедура упрощенного производства предусматривает рассмотрение дел без назначения судебных заседаний и вызова лиц, участвующих в деле, в суд, без ведения протоколирования и публичного объявления судебного решения. Решение в порядке упрощенного производства принимается судьей на основании доказательств, письменных объяснений и возражений, направленных в суд лицами, участвующими в деле, в установленные сроки. Безусловно, поскольку законодатель не может заранее предусмотреть в процессуальном законе все жизненные ситуации, а также в силу неоднозначного толкования некоторых правовых предписаний, применение новых правовых норм вызывает у судей, теоретиков права ряд вопросов. Одной из проблем в упрощенном производстве является отсутствие нормы, связанной с извещением сторон о дате и времени рассмотрения дела. Согласно ст. 232.4 ГПК РФ резолютивная часть решения должна быть опубликована не позднее следующего дня после его принятия через сеть «Интернет» на официальном сайте суда, что даст сторонам возможность своевременно, а именно в течение пяти дней с момента подписания резолютивной части, просить суд о составлении мотивированного решения. Однако для своевременного ознакомления с данным актом стороны должны знать дату рассмотрения дела. Решение этой проблемы в рамках упрощенного производства возможно путем введения нормы права, которая закрепляла бы, что в определении о порядке рассмотрения дела помимо сроков представления доказательств сторонами суд должен указывать дату рассмотрения иска. Сохранение основных гарантий судебной защиты заинтересованным лицам и основ состязательности процесса в рамках упрощенного производства в первую очередь связано с установлением доступного порядка представления доказательств по делу и ознакомления с доказательствами противоположной стороны. Как следует из положений ст. 232.3 ГПК РФ в определении о принятии искового заявления к производству суд указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает следующие сроки представления лицами, участвующими в деле, в суд и друг другу документов и доказательств: 1) не менее 15 дней для представления сторонами в суд, рассматривающий дело, и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований; 2) не менее 30 дней для направления в суд и друг другу дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражения в обоснование своей позиции. Однако в условиях того, что услуги почтовой связи зачастую оказываются с нарушением установленного порядка доставки (вручения) и хранения почтовых отправлений, многими исследователями предлагается повысить степень информатизации упрощенного судопроизводства на примере положительного опыта арбитражных судов. Для ознакомления сторон с материалами дела (всеми вынесенными судом актами и представленными процессуальными документами, доказательствами) в информационной системе арбитражного суда организуется закрытый кластер, куда в течение трех дней выкладываются указанные материалы. В первом же определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства арбитражный суд указывает данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде. При этом и само исковое заявление, и все иные документы, доказательства могут быть поданы в суд как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде. Лица, участвующие в деле, имеют простую и доступную возможность ознакомления с материалами дела, обеспечивающую реальную состязательность сторон, раскрытие доказательств, представление дополнительных материалов и возражений не "в слепую", а на основе уже имеющихся в деле доказательств. Сейчас в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы на 2013 - 2020 годы" ведется активная работа по информатизации процесса в судах общей юрисдикции. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривает серьезные изменения, связанные с подачей исковых заявлений и иных процессуальных документов в суд в электронном виде, составлением решения суда в форме электронного документа, извещением лиц с использованием технических средств и др. [3]. В настоящее время суды активно используют новые информационные технологии. Однако, как было показано выше, упрощенное производство требует более масштабных нововведений в сфере информатизации. Немаловажным является вопрос о разграничении круга дел, рассматриваемых в упрощенном производстве. В частности у исследователей вызывает сомнение стоимостный критерий отнесения дел к рассматриваемым в порядке упрощенного производства - 100 тыс. руб. (отметим, что в законопроекте был указан иной стоимостный критерий - 500 тыс. руб.). Если требования на сумму свыше 100 тыс. руб. должны рассматриваться в развернутом исковом производстве, то почему другая упрощенная процедура, приказная, ограничена не этой суммой? И наоборот, если искового производства "заслуживают" только требования на сумму свыше 500 тыс. руб., то почему упрощенное ограничено именно 100 тыс. руб.? По мнению Смагиной Е.С., при введении критериев "малых" или "малоценных" исков, рассматриваемых в упрощенных производствах, должна учитываться природа производства. В максимально простом приказном производстве сумма требований должна быть по крайней мере не выше, чем в собственно упрощенном исковом, предполагающем рассмотрение дела по существу. Итак, мировые судьи рассматривают имущественные споры до 50 тыс. руб., в том числе и в упрощенном порядке. Дела, рассматриваемые в упрощенном порядке на сумму от 50 тыс. до 100 тыс. руб., подсудны уже районным судам. Свыше 100 тыс. руб. - также районным судам, но в общем исковом порядке. При этом дела приказного производства подсудны мировым судьям на сумму до 500 тыс. руб. Итогом недостаточно последовательного разграничения круга дел, рассматриваемых в упрощенных производствах, становится не упрощение, а усложнение судебной защиты, по крайней мере при выборе формы защиты и обращении в суд. Вникнуть в указанную систему непросто даже профессионалу, а ошибка может стоить возможности исполнить решение суда. Упрощенное производство – это одна из форм так называемого ускоренного производства, предполагающее экономию трудозатрат и финансов на рассмотрение дела. Однако, несмотря на исключение отдельных стадий судопроизводства и процессуальных действий, при упрощенном производстве, размер государственной пошлины остается неизменным, тогда как заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере 50% ставки, установленной для исковых заявлений. Многие теоретики и правоприменители предлагают обсудить вопрос о стимулировании лиц, выразивших согласие на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, например, уменьшением на 50% государственной пошлины по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, для чего необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Проведенное исследование выявило необходимость совершенствования отдельных положений законодательства об упрощенном производстве. В частности, целесообразно внести изменения, предусматривающие обязанность суда в определении о принятии иска указывать дату рассмотрения дела. Кроме того, необходимо обеспечить надлежащее информационное обеспечение упрощенного производства с введением в него новых технологий, позволяющих участникам процесса в электронном виде знакомиться со всеми материалами дела. Наконец, более последовательно разграничить дела, рассматриваемые в порядке приказного и упрощенного производств, увеличив стоимостный критерий упрощенного производства. В целом упрощенное производство по гражданским делам - это прогрессивный правовой институт, позволяющий оперативно, на основании представленных сторонами доказательств восстановить нарушенные права участников правоотношений по делам, не представляющим существенной сложности. Данная процедура, несомненно, в дальнейшем, будет способствовать реализации не только важнейших задач судопроизводства, в частности процессуальной экономии, но и оптимизации рассмотрения и разрешения гражданских дел, что в свою очередь положительным образом скажется на эффективности и качестве отечественного гражданского правосудия. |